Состояние, тенденции и перспективы развития Интернета в России

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям опубликовало доклад «Интернет в России в 2016 году. Состояние, тенденции и перспективы развития»:
#

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям опубликовало доклад «Интернет в России в 2016 году. Состояние, тенденции и перспективы развития»:

 

Мониторинг законопроектов

 

На уровне законодательной и исполнительной власти разрабатываются и реализуются законопроекты, направленные на создание инфраструктуры цифрового общества. Однако эксперты отмечают, что сегодня необходимы «фазовый переход» и смена парадигмы регулирования цифровой экономики на инновационно-стимулирующий режим. При этом отрасль готова к сотрудничеству: из пассивного наблюдателя законодательных инициатив в ее отношении она постепенно превращается в проактивного создателя/модификатора нормативной базы и сильного партнера государства в этом направлении.

По результатам мониторинга законопроектной деятельности, касающейся регулирования интернет-индустрии, за 2016 год можно сделать следующие выводы:

1. По количеству резонансных законодательных инициатив, касающихся регулирования сети Интернет, 2016 год может конкурировать только с 2013 годом. Однако количество проектов в 2016 году заметно выросло.

2. Очевидна также некоторая стабилизация отношения к регуляторным инициативам, касающимся Интернета в 2015–2016 годах. Это говорит о достаточно конструктивном настрое интернет-индустрии, понимании механизмов принятия и реализации законодательных нововведений, которые не всегда так страшны, как читаются, а иногда и вовсе остаются на бумаге.

3. В 2016 году многие законопроекты сложно оценить однозначно положительно или отрицательно, поэтому они получили оценку «неоднозначно» (37% законопроектов, внесенных в 2016 году). Вероятнее всего, это связано с большим количеством отсылочных норм и неясностью будущего правоприменения предлагаемого (а иногда и принятого) регулирования.

4. В законопроектах 2016 года появилось большое количество отсылочных норм, как открытых, так и закрытых. Иногда это связано с юридической техникой и правилами написания НПА. Но зачастую это говорит об отсутствии решения либо в принципе понимания, как именно нужно реализовать требования, предусмотренные законом. Законодатель возлагает надежду на представителей индустрии, поставленных в безвыходную ситуацию (так как закон принят), однако, как продемонстрировал такого рода опыт при разработке подзаконных актов к «Пакету Яровой», результат может быть не быстрым, а требования при детальном анализе окажутся действительно нереализуемыми (либо излишними, неэффективными), как и предупреждали эксперты.

 

5. Во втором квартале 2016 года начали появляться законодательные инициативы, имеющие сильную лоббистскую составляющую, продиктованную, по мнению экспертов, не государственными, а коммерческими интересами отдельных игроков рынка. Вероятнее всего, это связано с неожиданностью многих последних назначений, перестановок, арестов и связанным с этими фактами непониманием чиновниками своего политического и, главное, финансового будущего. 6. В рамках исследования РАЭК «Экономика Рунета» (сентябрь 2016 года) говорится о большом количестве законопроектов, находящихся на рассмотрении долгий период времени без какого-либо движения. С тех пор определенный статус получили лишь 4 проекта (один принят, три сняты с рассмотрения Госдумы). Но ситуация несколько изменилась: после назначения председателем Госдумы В.В. Володина 6 октября 2016 года состоялось заседание, на котором все «застывшие» законопроекты получили один курирующий законопроект комитет.

 

«ПАКЕТ ЯРОВОЙ»

Законопроектом, в частности, устанавливаются дополнительные требования, предъявляемые к операторам связи и организаторам распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, связанные с хранением данных пользователей. Операторы связи и организаторы распространения информации обязаны хранить на территории Российской Федерации в течение трех лет информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации и текстовых сообщений, включая их содержание, а также изображения, звуки или иные сообщения пользователей услугами связи и предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами. Интернет-отрасль и операторы связи жестко раскритиковали принятие данного законопроекта как угрозу дальнейшему развитию цифровой экономики России.

 

Деятельность Роскомнадзора

 

В 2016 году приоритетом в работе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций (Роскомнадзора) по-прежнему являлось обеспечение граждан страны качественными услугами связи и телерадиовещания, оказание содействия развитию национальных медиа, а также обеспечение информационной безопасности гражданского общества путем противодействия распространению запрещенного контента.

Залогом успешной работы в не малой степени стало внедрение современных автоматизированных систем, позволивших повысить эффективность контроля и надзора. Так, благодаря автоматизации удалось обеспечить надлежащий контроль за выполнением операторами связи требований закона об ограничении доступа к информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Автоматизация в сфере мониторинга СМИ, телерадиовещателей и интернет- пространства позволила расширить охват контролируемых средств массовой информации и интернет-ресурсов, повысить оперативность реагирования на нарушения.

Сегодня Роскомнадзор вместе с другими надзорными органами вступает в новый этап развития. По инициативе руководства страны началось реформирование контрольно-надзорной деятельности. Основное внимание уделяется дистанционным формам контроля, профилактической и разъяснительной работе. Такой подход позволяет максимально снизить административное давление на бизнес, сформировать для предпринимательского сообщества более комфортную среду. Тем самым создаются дополнительные стимулы для развития

экономики и социальной сферы в интересах граждан Российской Федерации.

На расширенном совещании Роскомнадзора в декабре 2016 года были подведены итоги деятельности Роскомнадзора и поставлены ключевые задачи для реализации Роскомнадзором в 2017 году:

 

1. Обеспечение готовности к переходу на риск-ориентированный подход применительно ко всем направлениям деятельности Роскомнадзора. 2. Формирование новой системы оценки эффективности контроля и надзора. 3. Внедрение системы комплексной эффективной профилактики нарушений. 4. Исключение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований. 5. Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов. 6. Внедрение системы предупреждения, мониторинга и профилактики коррупционных проявлений в контрольнонадзорной деятельности. 7. Создание и внедрение комплексной модели информационного обеспечения и систем автоматизации контрольно-надзорной деятельности.

 

Главными целями работы службы были провозглашены снижение административной нагрузки на бизнес и повышение качества администрирования контрольно-надзорных функций.

Роскомнадзор активно внедряет риск-ориентированный подход, который используется в большинстве развитых стран мира. Такой принцип предполагает сокращение плановых проверок предпринимателей, длительное время работающих без грубых нарушений. Интенсивность проверок определяется в зависимости от того, к какой категории риска или классу опасности относится деятельность проверяемых лиц. Роскомнадзор в последние годы в инициативном порядке последовательно снижал административное давление на предпринимательское сообщество. До оптимальных сокращены сроки оформления разрешительных документов. Снижены объемы плановых проверок. Так, количество плановых проверок в области связи сократилось с 2,7 тыс. в 2012 году до 427 — в 2016-м. В ходе планирования на 2017 год количество плановых проверок в сфере связи сокращено еще на 9% — до 391.

 

Активно формируется новая система оценки эффективности контроля и надзора. «Дорожная карта» совершенствования контрольно-надзорной деятельности предусматривает кардинальное изменение подхода к оценке результативности и эффективности органов контроля и надзора. Основными показателями будет являться не количество выявленных нарушений и размер санкций, а оценка размера предотвращенного ущерба. Таким образом внедряется система комплексной профилактики нарушений.

 

Переход к дифференцированному подходу планирования проверок позволяет добиться основной цели: увеличивается доля контролируемых организаций, нарушения со стороны которых представляют реальную угрозу; при этом нагрузка на добросовестные компании, которые не допускают нарушений, снижается.

 

По планам правительства в результате реформы контрольно-надзорной деятельности к 2018 году административная нагрузка на бизнес должна снизиться на 20%, а индекс качества администрирования контрольно-надзорных функций вырасти на 25%.

 

Важным долгосрочным проектом Роскомнадзора является построение платформы межотраслевого сотрудничества в области защиты личной информации пользователей «Цифровой дом». Старт перспективной системе партнерства, которая создается в рамках проекта «Цифровой дом», был дан в ноябре 2016 года подписанием Кодекса добросовестных практик в области защиты персональной информации. Кодекс подписали более 30 компаний, при этом документ открыт для присоединения новых подписантов. Таким образом Роскомнадзор планирует под одной крышей объединить усилия бизнеса, общества и государства по созданию комфортной и безопасной для пользователя цифровой среды. Сайт проекта «Цифровой дом» заработал в апреле 2017 года. В рамках проекта не реже одного раза в месяц будут инициироваться офлайн-встречи рабочих направлений «Цифрового дома» — «Цифровая грамотность», «Мониторинг киберугроз», «Корпоративная социальная ответственность». Осенью 2017 года планируется проведение под брендом «Цифрового дома» конференции-выставки, где будут представлены практические результаты этой работы.

 

Важным направлением деятельности Роскомнадзора остается противодействие распространению в Интернете противоправной информации, к которой относятся материалы экстремистской и террористической направленности, информация о способах производства взрывчатых веществ, пропаганда наркотиков, интернет-казино и прочее. В основе подходов к противодействию социально-опасной информации лежит механизм постфильтрации контента: блокировке будут подвержены только те сайты, которые намеренно не удаляют противоправную информацию.

Роскомнадзор следит за выполнением операторами связи лицензионных условий, норм и требований законодательства. Так, в рамках мероприятий по противодействию экстремизму в 2016 году были активизированы совместные рейды с МВД России по пресечению распространения SIM-карт мобильной связи без заключения договора с абонентом. Рейды получили широкое освещение в региональных средствах массовой информации; был выпущен социальный ролик, предостерегающий людей от приобретения «серых» SIM-карт с рук.

Среди значимых событий для сферы связи следует отметить проведение оперативной реорганизации большинством СМИ в связи с введением законодательного ограничения на участие иностранного капитала в российских СМИ, а также реализацию закона, который ввел понятие «обязательный общедоступный телеканал субъекта Российской Федерации».

 

На текущий момент практически завершено формирование реестра новостных агрегаторов. В него включены четыре ресурса: «Яндекс.Новости», «Рамблер/ Новости», «news.mail.ru» и «СМИ2».

Основной задачей, которая стоит перед службой, сегодня является адаптация к меняющимся условиям. Развитие информационного общества, переход к цифровой экономике требуют новых подходов к контрольно-надзорной деятельности в рамках имеющейся нормативно-правовой базы.

 

РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Зарегистрированные сетевые СМИ — 23 676 (2015 год — 23 679). Зарегистрированные печатные СМИ — 55 378 (2015 год — 58 628). Количество оформленных лицензий на вещание — в 2016 году Роскомнадзором рассмотрено 3058 обращений по вопросу лицензирования телерадиовещания. Число обращений по сравнению с 2015 годом уменьшилось на 17%. Выдана 471 новая лицензия на осуществление телевизионного вещания и радиовещания (в 2015 году 608).

За отчетный период в Роскомнадзор поступила 8821 заявка на регистрацию, перерегистрацию, внесение изменений в свидетельство о регистрации СМИ, что на 8% меньше, чем в 2015 году.

Единый реестр запрещенной информации в 2016 году

 

В 2016 году обработано 139 190 заявок на включение интернет-ресурсов в Единый реестр, поступивших посредством электронной формы, размещенной на официальном сайте Роскомнадзора (2015 год — более 95 тыс.). Всего за 2016 год в Единый реестр в связи с наличием запрещенной информации было внесено более 88,5 тыс. указателей сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет (в 2015 году 50 тыс.). В связи с удалением запрещенной информации либо ограничением доступа к ней провайдерами хостинга из Единого реестра было исключено более 48,9 тыс. указателей сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет. За 2016 год в Единый реестр внесено 26 055 записей в отношении крупных интернет-ресурсов:

vk.com — 19 582 URL;

youtube.com — 2291 URL;

twitter.com — 1806 URL;

mail.ru — 950 URL;

ok.ru — 554 URL;

blogspot — 370 URL;

livejournal.com — 342 URL;

tumblr.com — 82 URL;

aceebook.com — 60 URL;

yandex.ru — 18 URL.

Кроме того, за отчетный период было обработано более 26 тыс. поступивших в Роскомнадзор судебных решений о признании информации запрещенной на территории Российской Федерации (или экстремистской), на основании которых в Единый реестр было внесено более 41,8 тыс. ссылок на интернет-ресурсы, содержащие такую противоправную информацию (включая порядка 14,5 тыс. «веб-зеркал» информационных ресурсов). Количество судебных решений, обработанных в 2016 году, в сравнении с прошлым годом увеличилось более чем в 3 раза (2015 год — 7685, 2016 год — 26 016, из них 16 754 внесено территориальными управлениями).

В целях оптимизации работы и повышения эффективности мер реагирования по пресечению распространения в сети Интернет запрещенной информации, территориальным управлениям Роскомнадзора 6 июля 2016 года представлены полномочия по внесению в Единый реестр сведений о судебных решениях, а также сведений, полученных письмами органов ФСБ России, МВД России и прокуратуры (далее — уполномоченных органов), о наличии на сайтах в сети Интернет информации, признанной ранее запрещенной к распространению на территории Российской Федерации (или экстремистской).

 

Защита авторских прав

В 2016 году в рамках исполнения статьи 15.2 Федерального закона № 149ФЗ в Роскомнадзор по системе взаимодействия поступило 812 определений Московского городского суда (далее — Мосгорсуд) о принятии предварительных обеспечительных мер, направленных на обеспечение защиты объектов авторских и (или) смежных прав, распространяемых посредством сети Интернет.

Помимо определений Мосгорсуда, в рамках уже имеющихся определений поступило 2063 заявления правообладателей в отношении 27 481 указателя сайтов и (или) страниц сайтов сети Интернет, нарушающих авторские и (или) смежные права.

 

В 2016 году количество поступивших определений Мосгорсуда по сравнению с 2015-м увеличилось на 208,7% (389 — в предыдущем периоде и 812 — в текущем).

В свою очередь, количество поступивших заявлений правообладателей по сравнению с 2015-м увеличилось более чем в 5 раз (410 — в предыдущем периоде и 2063 — в текущем). В связи с непринятием мер по удалению информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав, в отчетный период доступ на территории Российской Федерации ограничен к 2156 интернет-ресурсам.

 

Защита персональных данных

В настоящее время в реестре операторов персональных данных содержатся сведения о 377 285 операторах персональных данных (по состоянию на 26.04.2017).

В 2016 году Роскомнадзор проверил 12 ИТ- и интернет-компаний, в том числе рекрутинговые сайты SuperJob и HeadHunter, интернет-магазины «Озон», LaModa и Wildberries, а также «Островок. ру» и ЗАО «Суп Медиа» (входит в холдинг Rambler&Сo). Большая часть проверок не выявила масштабных нарушений. Исключением стало российское представительство LinkedIn: компания отказалась переносить данные российских пользователей, в результате Роскомнадзор инициировал процедуру блокировки соцсети на территории РФ. На данный момент LinkedIn недоступна для пользователей российских операторов связи, компания вернула средства подписчикам платных аккаунтов и ведет переговоры с регулятором относительно возобновления деятельности на территории России.

 

Право на забвение

С 1 января 2016 года в России действует так называемый закон «о праве на забвение». Этот закон обязывает поисковые системы по заявлению гражданина и без решения суда удалять из результатов поиска ссылки на незаконную, недостоверную или неактуальную информацию о заявителе. По данным «Яндекса», из всех обработанных обращений было удовлетворено 27%, по 73% ответили отказом, в том числе по 9% — частичным отказом (удовлетворили требования в отношении части ссылок из обращения). Высокая доля отказов связана с тем, что зачастую «Яндекс» не может проверить, достоверна информация или нет, нарушает ее распространение чьи-то права или какие-либо законы. Представители отрасли предупреждали об этом еще на стадии обсуждения законопроекта: закон закрепляет за поисковиками несвойственные им функции судов или правоприменительных органов. Эта проблема особенно заметна при работе с обращениями об удалении ссылок на незаконную и недостоверную информацию.

 

Источник: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2017/teleradio.html)

 

 


Тел. 8 930 791 01 49
E-mail: ok@mazov.ru